Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса. Доступная среда.
Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности МБДОУ «Детский сад № 1 п. Верховье»
Сведения о наличии оборудованных учебных кабинетов |
В МБДОУ «Детский сад № 1 п. Верховье»:
|
Сведения о наличии объектов для проведения практических занятий |
Для проведения практических занятий в группах имеются: |
Библиотеки |
В детском саду в каждой группе имеются уголки книги, которые представлены детской художественной литературой и литературой для ознакомления с окружающим миром и знакомства с произведениями писателей и поэтов разных народов. В методическом кабинете собрана библиотека методической и специальной литературы для организации воспитательно-образовательной работы с детьми разного дошкольного возраста. |
Объекты спорта |
- физкультурный зал; |
Средства обучения и воспитания, в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ОВЗ |
Игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, технические средства обучения и воспитания: магнитофоны, пианино, музыкальный центр, телевизоры, мультимедийная установка, 4 компьютера, 2 моноблока, 1 ноутбук, 3 принтера, |
Об условиях питания обучающихся, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ |
Учреждение обеспечивает гарантированное сбалансированное питание детей в соответствии с их возрастом и временем пребывания в Учреждении по установленным нормам. В Учреждении устанавливается следующая кратность питания детей: |
Информация об условиях охраны здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ |
В соответствии со статьей 41 главы 4 Федерального закона от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в детском саду созданы условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями. |
О доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, в том числе приспособленным для использования инвалидами и лицами с ОВЗ |
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям не предусмотрен |
Об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ обучающихся, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ |
На основании федерального закона РФ "Об образовании в Российской Федерации" доступ обучающихся к электронным образовательным ресурсам осуществляется на основе контентной фильтрации, что предотвращает получение дошкольниками информации необразовательного характера. Официальный сайт учреждения имеет версию сайта для слабовидящих. |
О собственных электронных образовательных и информационных ресурсах |
|
О сторонних электронных образовательных и информационных ресурсах |
Информация о специальных условиях для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе:
о специально оборудованных учебных кабинетах |
групповое помещение, физкультурный зал, музыкальный зал, кабинеты учителя-логопеда и педагога- психолога (выравнен пол, расширены проемы) |
о приспособленных объектах для проведения практических занятий |
- центры воды и песка; |
о приспособленной(ых) библиотеке(ах) |
- уголки книги в групповых и библиотека в методическом кабинете |
о специальных объектах спорта |
- физкультурный зал; |
о приспособленных средствах обучения и воспитания |
В учреждении используются средства обучения и воспитания: |
об обеспечении беспрепятственного доступа в здания образовательной организации |
1) вход в здание оборудован пандусом с поручнями; установлена кнопка вызова персонала с рельефно-точечным шрифтом Брайля; приобретены пандусы телескопический и перекатные, гусеничный подъемник; |
о специальных условиях питания |
Специальные условия питания не предусмотрены. В наличии специальный стул для ребенка-инвалида |
о специальных условиях охраны здоровья |
В ДОУ создаются условия охраны здоровья воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
|
о доступе к приспособленным информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям |
В кабинете учителя-логопеда (моноблок с сенсорным экраном) и методическом кабинете |
о приспособленных электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ |
На основании федерального закона РФ "Об образовании в Российской Федерации" доступ обучающихся к электронным образовательным ресурсам осуществляется на основе контентной фильтрации, что предотвращает получение дошкольниками информации необразовательного характера. Официальный сайт учреждения имеет версию сайта для слабовидящих. |
о наличии специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования |
В учреждении имеется мультимедийная установка для проведения занятий, для индивидуального обучения - 2 моноблока (1 с сенсорным экраном) с установленной на них программой «Логомер», психологический комплект Семаго; дидактические пособия, физкультурно-реалибитационное оборудование фирмы «Аконит»; для сенсорной комнаты (воздушно-пузырьковая колонна, «сухой» дождь и «сухой» бассейн, цветовой шар, ортопедический пазл); для песочной терапии (стол с подсветкой «Песочная анимация», кинетический песок, фигурки диких и домашних животных, «Семья»); набор логопедических зондов; пособие для развития фонематического слуха «Элефон», для развития речевого дыхания «Шарик», «Ветрячок», «Железная дорога»; дидактический столик, настольный кукольный театр (3 вида); пособия «Учусь говорить», «Стану отличником», «Картинки-половинки», «Болтовая мозаика», шнуровки, дидактические пособия «Деревня», «Мальчишки и девчонки», «Эмоции», звуковая и координационная дорожки, стул ортопедический детский для ребенка-инвалида и др. |
о наличии условий для беспрепятственного доступа в общежитии, интернате |
____________ |
о количестве жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья |
_____________ |
УЧИМСЯ ЖИТЬ ВМЕСТЕ - сайт государственной программы Российской Федерации "Доступная среда
«Доступная среда» — программа, направленная на улучшение качества жизни инвалидов и маломобильных групп населения Российской Федерации.
Цель программы:
- — формирование условий беспрепятственного доступа к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения;
- — совершенствование механизма предоставления услуг в сфере реабилитации и государственной системы медико-социальной экспертизы
Задачи программы:
- оценка состояния доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения;
- повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения;
- устранение социальной разобщенности инвалидов и граждан, не являющихся инвалидами;
- модернизация государственной системы медико-социальной экспертизы;
- обеспечение равного доступа инвалидов к реабилитационным услугам.
В 2017 году МБДОУ «Детский сад № 1 п. Верховье» стал участником программы «Доступная среда», которая предусматривает создание полноценной безбарьерной среды для воспитанников с ОВЗ и детей-инвалидов, обеспечение их права на получение образования и полноценное участие в общественной жизни.
В рамках программы проведена работа по составлению проектно-сметной документации, реконструкции архитектурной среды, проведению ремонта:
1) вход в здание оборудован пандусом с поручнями; установлена кнопка вызова персонала с рельефно-точечным шрифтом Брайля для людей с ОВЗ и маломобильных групп;
2) реконструированы входные группы (расширены дверные проемы – 12 шт., установлены распашные двери);
3) оборудованы лестничные маршы и площадки (поручни, выравнено половое покрытие);
4) специально оборудованы санитарно-гигиенические помещения с учетом ограниченных возможностей детей-инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата (3 туалетные комнаты);
5) для детей-инвалидов и детей с ОВЗ доступны: групповое помещение, спортивный зал, музыкальный зал, кабинеты учителя-логопеда и педагога- психолога (выравнен пол, расширены проемы).
Инклюзивное образование —это обучение в совместной образовательной среде детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детей, не имеющих таких ограничений, посредством обеспечения детям с ограниченными возможностями здоровья условий обучения и социальной адаптации, не снижающих в целом уровень образования для детей, не имеющих таковых ограничений.
Цель инклюзивного образования ДОУ: Создание в ДОУ безбарьерной среды, позволяющей детям с ограниченными возможностями здоровья получить современное дошкольное образование, направленное на полноценную интеграцию воспитанников с ОВЗ в среду нормально развивающихся сверстников.
Задачи инклюзивного образования:
- Создать условия для совместного образования детей с особыми образовательными потребностями и нормально развивающимися сверстниками в пределах одной группы по разным образовательным маршрутам.
- Обеспечить подготовку педагогов, готовых работать с детьми с различными особенностями в развитии, обладающих знаниями в области коррекционной и специальной педагогики, владеющих технологиями, методиками и приемами работы с детьми с ОВЗ.
- Способствовать формированию у всех участников образовательного процесса толерантного отношения к проблемам детей с особыми образовательными потребностями.
КАДРОВОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ:
Все педагоги прошли курсовую подготовку по программе «Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья образовательной организации в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС ОУО» (2020-2021).
Учитель-логопед, учитель-дефектолог прошли курсовую подготовку по программе «Реализация ФГОС обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и ФГОС обучающихся с умственной отсталостью в образовательной организации: содержание, условия, организация» в 2021 г.
Педагог-психолог прошла курсовую подготовку по программе «Психолого-педагогичское сопровождение участников образовательных отношений в условиях реализации ФГОС ОО (для педагогов-психологов ДОУ )» в 2020 г.
Количество педагогических работников, использующих инклюзивные технологии — 8.
Модель профессиональной взаимосвязи специалистов ДОУ в работе с детьми с особыми образовательными потребностями следующая:
Педагог-психолог:
организует взаимодействие педагогов; разрабатывает индивидуальные маршруты развития ребенка; проводит психопрофилактическую и психодиагностическую работу с детьми; организует специальную коррекционную работу с детьми; повышает уровень психологической компетенции педагогов ДОУ; проводит консультативную работу с родителями.
Учитель-логопед:
диагностирует уровень развития речи; составляет индивидуальные планы развития; проводит индивидуальные занятия (постановка правильного речевого дыхания, коррекция звуков, их автоматизация, дифференциация и введение в самостоятельную речь), подгрупповые занятия (формирование фонематических процессов); консультирует педагогов и родителей.
Учитель-дефектолог:
занимается изучением, обучением, воспитанием и социализацией детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, имеющих особые образовательные потребности.
Тьютор:
является для ребенка и его семьи помощником в организации образования. Он сопровождает путь развития, подбирает различные элементы-кирпичики, которые затем складываются в индивидуальную образовательную программу.
Музыкальный руководитель:
осуществляет музыкальное и эстетическое воспитание детей; учитывает психологическое, речевое и физическое развитие детей при подборе материала для занятий; использует на занятиях элементы музыкотерапии, логоритмики и др.
Инструктор по физической культуре:
осуществляет укрепление здоровья детей; совершенствует психомоторные способности детей.
Воспитатель:
проводит занятия по различным видам деятельности, организует совместную и самостоятельную деятельность детей; воспитывает культурно-гигиенические навыки; организует индивидуальную работу с детьми по заданиям и с учетом рекомендаций специалистов; применяет здоровьесберегающие технологии, создает благоприятный микроклимат в группе; консультирует родителей по вопросам воспитания.
Образовательная деятельность с воспитанниками с ОВЗ осуществляется по Адаптированной образовательной программе, которая определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
Законодательные ресурсы в области образования лиц с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации составляют документы нескольких уровней:
Международно-правовые документы, определяющие положение ребенка в современном мире:
- Всеобщая декларация прав человека— принята Генеральной Ассамблеей ООН от 10.12.1948 г.
- Декларация о правах умственно отсталых лиц— принята резолюцией (XXVI) Генеральной Ассамблеи от 20.12.1971 г.
- Декларация ООН о правах инвалидов— принята резолюцией 3447 (ХХХ) Генеральной Ассамблеи от 9.12.1975 г.
- Конвенция ООН о правах ребенка— международный правовой документ, определяющий права детей в государствах-участниках. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20.10.1989 г. Ратифицирована Верховным Советом СССР 13.06.1990 г.
- Всемирная декларация об образовании для всех— принята 09.03.1990 г.
- Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов— приняты резолюцией 48/96 Генеральной Ассамблеи от 20.12.1993 г.(Прикрепленный фаил)
- Саламанкская декларация о принципах политики и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями— Саламанка, Испания, 10.06.1994 г.
- Конвенция о правах инвалидов от 13 декабря 2006 г.
Федеральные документы:
- Конституция Российской Федерации — высший нормативный правовой акт РФ. Принята народом РФ 12.12.1993 г. Вступила в силу со дня официального опубликования 25.12.1993 г. Статья 43.
- Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»— является основным Федеральным законом, обеспечивающим образование лиц с ограниченными возможностями здоровья. Содержит ряд статей (2,3, 5, 11, 42, 44, 55, 58, 60, 79 и др.), закрепляющих право детей на получение качественного образования в соответствии с имеющимися у них потребностями и возможностями.
- Закон от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ (ред. от 02.12.2013 г.) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»— занимает центральное место в нормативно-правовом обеспечении образования. Устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией РФ. В законе выделены основные направления обеспечения прав ребенка, организационные основы гарантий прав ребенка, представлены государственные минимальные социальные стандарты основных показателей качества жизни детей, меры по защите прав ребенка на охрану здоровья, на отдых, на профессиональную подготовку и др.
- Закон от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ (ред. 04.01.1999 г.) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»— определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации.
- Письмо Минобразования РФ от 03.04.2003 N 27/2722-6 «Об организации работы с обучающимися, имеющими сложный дефект».
- Письмо Заместителя министра МИНОБРНАУКИ РОССИИ ИР-535/07 от 07.06.2013 года «О коррекционном и инклюзивном образовании детей».